Верхние, средние, нижние, эфиры, абсолюты, конкреты, резиноиды, тинкуры, мацераты, гидролаты, фиксаторы аромата, воски, нейтральные масла… Сочетаемость масел: синергия, комплиментарность, ингибация. И, что самое главное, индивидуальная реакция на аромат. Если брать за основу последнее, то все предыдущее не так уж и важно, но все же, при создании собственного аромата стоит иметь в виду.
Верхние, средние (ноты сердца) и нижние ноты аромата – это, если грубо, скорость испарения его составляющих. То, чем пахнет аромат при первом нюхе, - это верхние ноты, затем раскрываются средние ноты и лишь затем наступает черед нижних нот. Летучесть составляющих аромата зависит от его химического состава. Хороший аромат состоит из всех трех нот, каждая из которых представлена несколькими составляющими, а порой и несколькими десятками составляющих. Взглянуть, что представляет собой описание аромата, можно в практически в любом парфюмерном интернет-магазине. Обратите особое внимание на раздел нишевой парфюмерии.
Верхние ноты – это чаще всего ароматы цитрусовых (лимон, апельсин, бергамот, лайм, грейпфрут…), средние ноты – это ароматы трав и цветов (жасмин, роза, ваниль, шалфей…), нижние ноты – это тяжелые, тягучие, древесные, восточные ароматы (пачули, ветивер, табак, перец, сандал, мирра, техасский кедр, почти все конкреты…).
Сам же аромат смешивается из эфирных масел, абсолютов, мацератов, восков и прочего, прочего, прочего… Начинающие творцы своих собственных твердых духов используют, как правило, эфирные масла, мацераты и цветочные воски. Фиксаторы аромата типа Аромафикса, экстракты CO2 и абсолюты тоже могут понадобиться, но, возможно, уже на следующем уровне постижения искусства создания ароматов.
Мацераты – это масляные настои, которые используют для приготовления масляных и твердых духов. Самый востребованный дл таких целей мацерат – это масляной настой ванили, когда сухие стручки ванили измельчаются, заливаются теплым, нейтральным по запаху и слабо окисляющимся маслом – как правило, это масло жожоба – и настаивают в теплом месте от нескольких часов до нескольких недель.
Точно так же готовятся и другие мацераты, в которых можно использовать и смесь самых различных сухих ингредиентов. К той же ванили можно добавить сухие лепестки розы, а то и табак. Подойдут для создания мацератов и сухие или высушенные фрукты, ягоды, овощи, сухоцветы, орехи, чаи, приправы и специи… Главное, чтобы все ваши составляющие не содержали воду. Сухая клубника, малина, черника, черная смородина, ромашка, шалфей, березовые почки, высушенные апельсиновые или любые другие дольки и/или корки, зеленый чай или эрл-грей, молотый кофе, свежемолотый черный перец, сухая корица, сухой имбирь, а то и просто сухое сено…
Можно настаивать по-отдельности и в смесях, добиваясь любой концентрации аромата, ориентируясь только на собственные ощущения и предпочтения. Если настоять сразу несколько составляющих, можно в итоге получить уже готовые жидкие масляные духи. Для начала стоит делать такие настои в небольших количествах и иметь в виду, что аромат будет жить своей жизнью, постепенно развиваясь, меняясь, вызревая еще около двух-трех недель.
Если же добавить к мацерату или просто к чистому растительному маслу эфирные масла, твердый воск, то можно получить твердые духи. Можно здесь использовать и приятные по запаху нерафинированные растительные масла: кокосовое, какао, таману...
Твердые воски могут быть нейтральными по запаху. В твердых духах чаще всего рекомендуют использовать канделильский воск, но подойдет и пчелиный. Может твердый воск стать и носителем цветочных ароматов: розовый, жасминовый, фиалковый, гвоздичный, воск касии… Здесь опять же возможно их одиночное применение или использование в самых различных смесях и пропорциях.
Чтобы составить собственный аромат или парфюмерную композицию, понадобятся бумажные тестовые полоски, которые рекомендуют нарезать из альбомной бумаги или бумаги для акварелей. Подойдут и детские альбомы для рисования. Бумага для принтеров тоже сойдет, но она может искажать аромат, так как чаще всего имеет еще и свой запах. Намочите свои бумажные полоски или смажьте маслом и понюхайте, чтобы определить, подходят ли они для создания парфюмерной композиции или будут менять ее на свой лад.
Теперь можно начинать составлять свой аромат, капая его составляющие на тестовые полоски и собирая будущий аромат воедино. В итоге получится целый ароматный букет полосок, которые и надо как следует вынюхать, решив, что вам нравится, а что нет. Верхние ноты следует добавлять в самом конце, чтобы они не выветрились задолго до составления конечного букета.
Создав свой аромат и тщательно его записав, можно приступать и к приготовлению твердых духов.
Чаще всего берут одну часть твердого воска или смеси твердых восков и две части жидкого масла, мацерата или смеси жидкого масла и мацерата или мацератов. Все смешивается, переплавляется и заливается в формы (баночки, аромамедальоны, аромакулоны, футляры для помады…). Эфиры лучше добавлять в уже чуть остывшую смесь, но до заливки в формы.
Не перегревайте воск с маслом, держите его на водяной бане или в микроволновой печи ровно столько, сколько требуется до полного расплавления.
Твердыми духами можно пользоваться сразу же после их застывания.
Впрочем, смотрите сами.
{youtube}GaP0HV7SYwo {/youtube}